ТЕХНОЛОГИЯ ЧУДА

Чудо – совокупность элементарных
физических явлений, воздействующих
на непросвещённые умы отдельных индивидуумов.

– Сейчас я буду вас обманывать, – говорите вы своим ученикам, тем самым, приглашая их вступить с вами в научный спор. В правую руку вы берёте обыкновенную жестяную банку из-под кофе и катите её по полу от себя. Голосом, не терпящим возражений, командуете:
– Банка, ко мне! И протягиваете ладонь своей руки к ней.

К удивлению окружающих она останавливается, а затем следует за вашей рукой назад, четко выполняя приказ.

У зрителей два пути: согласиться, что увиденное ими – чудо или ловкий фокус, и второй – попытаться дать объяснение.

О первой возможности никто даже не вспоминает. Всем кажется, что подвох очевиден. Вот он: перчатка на вашей правой руке, она говорит сама за себя; на левой руке таковой нет; банка послушна руке в перчатке... Этих данных достаточно для первого шквала утверждений и вопросов. Но все эти «А почему...», «А зачем...», вы отметаете неоспоримым заявлением:
– Моей руке холодно!.. А вы что, подумали, будто у меня под перчаткой что-то есть? – удивляетесь вы, с запозданием прикрывая ладонь от рентгеновских взглядов.

Поздно! Все успели заметить, что сквозь материю выделяется объёмный прямоугольный предмет. Каждый в нём видит то, что хочет видеть. Вы повторяете чудо. Взгляды буравят ладонь, за которой послушно катится банка, и все хором заявляют, что у вас под перчаткой магнит.
– А вы снимите её, – требуют ребята.
– Снять перчатку успеем. Вы сначала подумайте и скажите: почему банка катится за магнитом, а не движется поступательно?

Думаем!..

Минута тишины и гипотеза готова: в банке – железный шарик, который, притягиваясь, давит на стенку и заставляет её катиться.
– А как вы думаете, насколько сильный магнит у меня в перчатке? – интересуетесь вы. – На каком максимальном расстоянии он заставит двигаться банку?

Оценив размеры выпуклости под перчаткой и воспользовавшись своим жизненным опытом, зрители оценят искомое значение в интервале от 10 до 50 сантиметров.

Повторите эксперимент, но руку держите на большем расстоянии, – требуют они.

Тот же эффект!
– Думайте, думайте, ребята... Не можете оставить идею с магнитом? Тогда смотрите...

И все убеждаются, что вы можете приказать подкатившейся баночке двигаться в обратном направлении, от руки. Кто-то вспоминает о северном и южном полюсе магнита.
– Но вы же видели, что я, не изменяя положения руки, а, следовательно, и магнита, заставил банку катиться туда и обратно.

Проходит минута, данная на осмысление сказанного, и с руки медленно снимается перчатка.

Разочарование: на месте предполагаемого движителя банки – спичечный коробок.

Не забудьте в момент наступившего молчания показать, что он пуст. Отрицательный результат – тоже результат. И снова поиск ответа.
– Думайте, думайте... Всё гениальное – проще простого.

И вот тогда произойдет настоящее чудо. Вы поразитесь фантазиям ребят. Спектр их будет широк: от принципа неваляшки или наклонного пола до дрессированного на голос хомячка или радиоуправляемой машинки внутри.

Не торопитесь всё объяснять. Решение интересно, но важен и сам процесс размышлений. Можно даже объявить конкурс на лучший проект послушной баночки.

Вам, как будущему организатору, автор первым подаёт своё рацпредложение: внутри банки, от одного донышка до другого, протяните резинку, а к её середине привяжите тяжёлую гайку. С таким содержимым она будет вынуждена беспрекословно слушаться вас, ведь ΔЕк = -ΔЕп.

Успехов вам!

19.11.93