ПЕРВЫЕ ШАГИ

Дверь в кабинет заскрипела («Ох, как чудесно!»), и из-за неё показались смутно-знакомые лица.
– Поз - драв - ля - ем! – ввалилась с букетом цветов и тортом весёлая компания. – С Днём Учителя!
– Выпуск 92-го года, – узнал он в дядях и тётях своих учеников.
– Точно мы. Захотелось за своими партами посидеть. Можно?
– Добро пожаловать! Давненько не виделись. Сейчас самовар поставим, – засуетился хозяин.
– Ребята, за дело! – скомандовала женщина, имя которой не вспоминалось.

Сдвинули молодцы столы, развернули скатерть-самобранку. Помнил он их ребятишками. А сейчас они вон какие. О чём с ними говорить? Наверное, надо расспросить, как сложилась судьба каждого…
– Что ещё сделать? Чем помочь? – заботливо поинтересовались. – Может смазать вам дверные петли?
– Что вы, ребята, я с трудом их заставил «петь» перед вашим приходом. Подготовил звуковое пособие по теме «Акустика». Хочу, чтобы класс поломал голову: отчего, да как дверные стоны образуются? Кстати, а что думаете по этому поводу вы? – увлёкся он.

Заулыбались гости. Именно таким они его и помнили. Поскрипели, послушали... Спор за чашкой чая навеял воспоминания. Признания десятилетней давности:
– Вы к нам в школу только пришли, – взъерошил шевелюру, молчавший до этого богатырь. – Отсиживал я тогда уроки за последней партой, на которой даже как-то по глупости нацарапал признание «Физика – наука тёмная!». На уроках – только глазами хлопал. Вот вы и попросили меня после занятий помочь. Вам срочно потребовался список статей, где хоть слово упоминалось о физике, с краткой аннотацией к ним. Из вот такой стопки журналов, – развёл он руки. Неделю мучился, листая «Науку и жизнь». Через строчку читал, халтурил. Но кое-что показалось интересным.
– Не статья ли об австралийских бумерангах? – припомнил владелец библиотеки.
– Точно. Заинтересовался, что и как, пристал к вам: «Как сделать?».
– Не о той ли палке речь, что, выйдя из «мёртвой петли», влетела в окно учительской и наделала так много шума? – посмеялись очевидцы.
– О той, по аэродинамике полёта которой, я позже защитил курсовую работу, - прозвучало в ответ гордое уточнение.
– А можно завесу тайны приоткрыть? – посмотрела на учителя та, имя которой он почти вспомнил.
– За сроком давности – разрешаю.
– Я в вашем кабинете не раз подобных помощников видела. И всё с теми же потрёпанными журналами. Надо полагать, аннотации составляли.
– Удивительное дело – тяга к знаниям, – признался он. – Главное сделать первый шаг, потом – не остановиться.
– А я в седьмом классе, – пригладил бородку другой рассказчик, – изготавливал «золотую» корону царя Гиерона. Плавил свинец и заливал в форму. Получил задание, чтоб объёмной вышла, для большего вытеснения воды из сосуда. До сих пор не забыл, что погрешность у нашего измерительного цилиндра была равна половине цены деления. Позже, на уроке, разыграли детектив. Я, слабоуспевающий ученик, в роли Архимеда… Никогда не забуду!
– И не только ты. Бедолага Гиерон случайно корону уронил, да прямо на ногу. Тяжёлая штука. Запрыгал Гиерон на одной ноге и заподозрил, что корона из чистого металла должна весить больше. Разволновался: «золотая» или сплав.
– Под руководством следователя – Архимеда мы тогда определяли в ней количество примесей – железных гаек.
– А меня вы в выпускном классе с моего любимого английского «переориентировали». Родители недовольны были. Сколько времени потратила на перевод «Занимательных экспериментов» Гарднера…

И сразу учителю вспомнилось её имя.
– Не текст оказался, а сборник научной терминологии. Пришлось и «физику» открывать и опытную часть проверять. Не поверите, но в ВУЗ на ин.яз. поступила благодаря Вам и Гарднеру. На экзамене поразила комиссию своеобразием свободной темы.
– Ребята, а поход за тридевять земель помните? Экспедицию с целью доказательства вращения Земли?
– Ещё бы! – оживились её участники.
– Особенно двадцатисемикиллограмовый маятник Фуко, который тащили все мальчишки по очереди. Не одну сумку порвали, пока через лес доставили его до места проведения эксперимента.

Перебивая друг друга, стали дополнять: – И как вы уговорили эту тяжесть подвесить именно там? Можно было бы и в родной школе.
– Поверили в сказку о благоприятном географическом месторасположении полуразрушенной водонапорной башни.
– И шли к ней, в темноте, по компасу через вспаханное поле в дождь. А утром в десяти метрах параллельно нашему курсу увидели пролегающую асфальтированную дорогу.
– Помучились тогда с подвеской.
– Это всё мелочи. Вы главное вспомните, как Земля повернулась!
– Этого не забыть! Не в учебнике прочитано.
– А наши фантастические проекты!.. «Спасение Пизанской башни», «Мир без трения», «Последствия изменения физических констант»… Какие ещё?
– «Вечные двигатели», «Кубическая планета»… Всё разве вспомнишь. Мы на физике строчили сочинений больше, чем на литературе.
– Я тогда на подготовительных курсах занимался. Важничал, – услышали все откровение, – а на «Бутылочке электронов» споткнулся. На цвете содержимого и «стеклотаре».
– А помните, как улавливали на школьной крыше самодельным счётчиком космические лучи? Когда организовали дежурство…
– За которое, мне потом, перестраховавшись, выговор объявили, – признался учитель: – За нарушение правил внутреннего распорядка и техники безопасности.
– А астрономические наблюдения…

Им было, что вспомнить в тот день. Засиделись до вечера.
– Чуть не забыли о подарке, - вспомнили, прощаясь, ребята и развернули проволочную абракадабру. Оказалось, что головоломка: «дневник» во всю парту, в котором обосновались пятёрка и двойка.
– Вы показали нам, что учение должно быть с увлечением. Если есть в нас что стоящее, то это и ваш вклад. Избавиться от плохой проволочной оценки – несложно. Пусть ваши детишки попробуют. Помогите им сделать первые шаги. Пусть скажут реальным двойкам: «Прощай!».

12.08.00