МАКСИМАЛИЗМ

Закатилось Красно Солнышко за тучку. И лучика его не видать. Вот только что улыбкой сияло, квантами света всех, одаривая, но прозвенел звонок, и разом тень набежала. Исчез весёлый и радостный лик. Готов я к твоим капризам.

Звонок на урок. Сосредоточенность и серьёзность. Урок физики идёт. Я выкладываюсь. Новый материал излагаю. Хочу, чтобы глаза ваши, ученики мои, широко раскрылись при соприкосновении с прекрасным. В подсознании слова, сказанные когда-то А. Эйнштейном, пульсируют: «Где только возможно, изучение должно стать переживанием». И я, как только могу, для вас, его создать пытаюсь. Нет-нет, да на тебя мысленный взор обращу. Получается ли?

Всё та же напряжённость. Брови сведены, взгляд решителен. Рука отрывисто мою песнь формул по тетрадочным клеткам сортирует.

Улыбнись, Солнышко! Выгляни из-за тучки. Стараюсь я. Откликнись на моё вдохновенье. На тебя, как на лакмусовую бумажку, в ожидании смотрю, связь ты с классом моя обратная. В глазах твоих, на меня устремлённых, всех учеников своих вижу. Какое ученье без радости? Жду я от тебя сопереживания. Мне твои всплески эмоций нужны, свет мысли, радость озарений и взгляд, в задумчивости на бесконечность настроенный, в тайну погружённый.

Но нет у тебя восторга от удивительной силы, которая жидкость в капли собирает, от поверхностной энергии, что к минимуму стремиться. Не увлекает тебя тайна пограничного слоя и коэффициент поверхностного натяжения. Вывод формулы добавочного давления, создаваемого искривлённой поверхностью жидкости, и расчёт высоты поднятия жидкости в капилляре не радует. Нет восхищения природной гармонией, красотой её. Признаюсь себе, что не достиг я пока эффекта нужного. Мало мне того, что слушаешь меня внимательно. Мало!

Не может человек понимать окружающий его мир только логикой мозга. Пытаясь вывести класс на новый уровень восприятия, готов хоть на голове стоять.

Добьюсь я своего, царевна Несмеяна! Не оставлю своих попыток.

Я волшебник! Я превращаю всех в маленьких человечков и даю возможность совершить увлекательное путешествие с манометром в окрестностях капилляров. Дивитесь показаниям прибора. Мышление с удивления начинается.

Вопреки здравому смыслу, я призываю слушателей построить капиллярный вечный двигатель и получить, если уж не Нобелевскую премию, так десяток пятёрок по предмету. Мало ли, что говорят о невозможности его создания... Сомневайтесь, спорьте, приходите к истине.

Возьмем соломинку, мыльный раствор и сотворим радужное чудо. Я посвящаю тебе задачу. Класс рассчитывает, какую работу ты совершила при выдувании огромного мыльного пузыря, диаметром в двадцать сантиметров. Потом оценивает стоимость оплаты этой работы по щедрому тарифу: 1кВтч – сто рублей.

Всё-таки я добиваюсь своего и вижу обнадеживающий лучик солнышка – улыбку. И ты почти согласна со мной. Разве это можно назвать работой? (Ни усилий, ни зарплаты.) Изучение мыльных плёнок, коэффициентов поверхностного натяжения, энергий пограничного слоя... Это может быть только удовольствием, увлекательной игрой в загадки природы. И только так!

Звенит звонок!

Нет аплодисментов, цветов и криков «бис». Я сам себе судья и критик. Добился улыбки... Улыбки несуществующей ученицы. Ведь Красно Солнышко – плод моих учительских фантазий, индикатор всех успехов и поражений.

Сегодня я добился лишь улыбки... одной из самых критичных учениц, живущей в моем воображении. Это ничтожно мало, но впереди ещё не одна встреча.

23.10.95