ОТКРЫЛАСЬ БЕЗДНА, ЗВЕЗД ПОЛНА...

Физика - это то, чем занимаются
физики в свободное от работы время.

Не слышали такой анекдот: Возвращается учитель поздно вечером из школы домой. На остановке садится в переполненный автобус. Двери закрываются. Он внимательно оглядывает всех пассажиров и говорит: «Здравствуйте! Садитесь...»

Учитель, он и после уроков учитель. А учитель физики в особенности, ведь его предмет «фюзис» – наука об окружающем нас мире. И тот же автобус для него – клад дидактического материала, будет позже использован на уроке. Калейдоскоп физических явлений!

Автобус тронулся, и соседи дружно навалились на вас.

Ох... какой чудесный пример инерции тел, деформации сжатия и силы упругости. Транспорт неравномерно движется по криволинейной траектории, и вектор нормального ускорения, постоянно меняя свое направление и модуль, производит мелкие шалости.

Вот кто-то «ахает» и рассматривает содержимое своей сумки. Там, в соответствии с законом Паскаля, высвободилось из пакета молоко. Разгневанные участники случайного эксперимента не желают признавать законов бытия. Разве могут они допустить, что это не хулиганский поступок данного гражданина, а явление смачивания, которое объясняется с позиций МКТ взаимодействием молекул молока с тканями их одежды. Учитель же физики рассматривает результат капиллярного явления на поверхности своего плаща и прогнозирует результаты мысленного эксперимента с измененным начальным условием: предположим, с молоком повышенной жирности.

Сетчатка его глаз фиксирует те же события, что и ваша, но ассоциативный центр мозга работает иначе. Вот он смотрит на вас и рассчитывает момент силы, который удерживает очки на вашем носу, а потом, задумавшись, может до неприличия долго рассматривать их, визуально определяя оптическую силу линз. Гордитесь, вы вскоре станете одним из героев его урока по теме... «Физика очков».

Увлечённо он переводит взгляд на девушку, стоящую рядом с вами. Её серёжки – новый повод прибегнуть к помощи закона преломления световых лучей для определения вещества, из которого они сделаны.

Не сердись, контролёр, лучше улыбнись ему. Твой научный горизонт познания сведён к узкому интервалу, и ты кричишь о своей точке зрения на безбилетный проезд в общественном транспорте.

Есть у него билет, есть!

Он задумчиво смотрит на тебя, просто не сознавая смысла твоих слов. И ты кричи, не переставай. Иначе он не произведёт оценку амплитуды колебаний источника звука, не определит количество децибел. (Интересно, кто оглушает сильнее: три контролёра на расстоянии трёх метров или два контролёра на расстоянии двух метров?) Вот он озабоченно исследует пульс на своей руке. Не беспокойтесь, ему не плохо, просто он методом Галилея определяет относительную скорость автобуса, а позже, рассчитав её с помощью часов, определит погрешность.

Надо же, уже конечная остановка. Автобус пуст, а его квартал где-то позади. Морозный осенний воздух. Он не спеша, возвращается с работы домой. Чёрное небо с далекими источниками термоядерного синтеза. Млечный путь – полоска разлитого «молока». Остановившись, задрав голову, он поглощён ночным небом.

«Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна...»

3.10.93