Для повышения результативности совместной работы предлагаем учителю использовать предоставленный ниже дидактический материал. По каждому эксперименту имеется три уровня проверки: А – на воспроизведение объяснения; В – на понимание объяснённого материала; С и D – на использование своих знаний в новой ситуации. Мы видим такой алгоритм его использования: учитель заранее предупреждает своих подопечных, что по мотивам представления им будет дано оцениваемое домашнее задание. Во время просмотра они могут вести необходимые записи, которые им помогут в дальнейшем. Учитель выбирает уровень сложности задания и выдаёт его сразу ПОСЛЕ просмотра. Это позволяет равномерно распределить внимание учащихся по всему предоставленному материалу, к тому же некоторые из вопросов обретают смысл только после «наложения их на картинку».
A. Какое отношение «Пифагоровы штаны» имеют к теореме Пифагора?
B. Из картона вырезали три квадрата, длины рёбер которых соответствуют длинам сторон прямоугольного треугольника. Что покажут весы, если на одну чашу положить большой квадрат, а на другую – два оставшихся? Как объяснить результат?
C. Сформулируйте теорему «о неквадратных подобных улитках» и покажите её связь с классикой квадратов a2=b2+c2.
A. Как бы Вы объяснили результат эксперимента с тремя бумажными опорами?
B. Как количество рёбер бумажной опоры влияет на её прочность?
C. Станет ли прочнее бетонная плита, после того, как в ней сделали отверстия?
D. Лампу дневного света с подвешенным к ней грузом зажигают. Меняется ли при этом её прочность?
A. Почему в бутылке образуется туман?
B. Почему, помещённая в бутыль перед демонстрацией капля воды, позволяет улучшить эффект, наблюдаемый в опыте?
C. Примените к Джинну, вырывающемуся из бутылки на свободу, первый закон термодинамики.
A. Почему для жителей северного полушария, когда Земля находится к Солнцу ближе – зима, а когда дальше – лето?
B. Что показал нам эксперимент с человеком, вращающимся с гантелями в руках? Запишите «открытый» таким образом закон через линейную и угловую скорости.
C. Когда и почему Земля движется вокруг Солнца быстрее? Как это согласуется с законом сохранения полной механической энергии?
A. Как доказать, что воздух из пузыря не просачивается через стенки, а выходит через трубочку?
B. Почему пузырь круглый? Почему стремится уменьшиться в размере? Получите формулу для избыточного давления, создаваемого сжимающейся мыльной плёнкой.
C. Что произойдёт, если соединить трубкой два воздушных шарика: сильно и слабо надутый? Как объяснить результат?
A. Какие законы и как демонстрирует «Колыбель Ньютона»?
B. Докажите (с помощью законов сохранения), что если отпустить три отклонённых шара из пяти, то после удара отлетит три шара, а не два.
C. Обоснуйте, почему с течением времени начинает раскачиваться вся цепочка шариков?
D. Что произойдёт, если с одной стороны «колыбели» отклонить два, а с другой один шарик и отпустить? Зависит ли результат от высот, на которые первоначально были подняты шарики?
A. Как работает игрушка «Пьющий утёнок»?
B. Обоснуйте поведение утёнка с научной точки зрения, в случаях, когда: на него направляют вентилятор; заменяют воду спиртом; накрывают колпаком.
C. Можно ли использовать подобного гигантского утёнка, стоящего на берегу моря, в качестве «вечного двигателя» для получения даровой энергии? Почему так важно, чтобы внутри игрушки помимо эфира присутствовал его насыщенный пар, а воздух – отсутствовал?
D. Найдите у «Пьющего утёнка» рабочее тело, нагреватель и холодильник. Попробуйте оценить КПД данного теплового двигателя и предположите способы его повышения.
A. Каким способом можно заставить вертушку вращаться в обратную сторону?
B. Как образуется ионный ветер? Почему при изменении полярности подключения результат опыта не изменяется?
C. Почему вращается пластиковый стакан и в какую сторону?
A. Почему нижние и верхние весы в установке показывают разные значения?
B. Какими способами в эксперименте можно сделать взвешиваемую конструкцию «невесомой»?
C. Человек массой 60кг стоит на напольных весах и тянет рукой за шнурок ботинка вверх с силой 2кгс. Что покажут весы, если шнурок не оборвётся?
A. Что доказывает опыт с колесом?
B. Почему устойчив велосипед во время езды на нём «без рук»?
C. Объясните поведение колеса в опыте с помощью основного уравнения динамики вращательного движения.
A. Почему сжимается банка?
B. Зачем для успешной демонстрации опыта, необходимо подождать некоторое время после закипания, прежде чем перевернуть банку и окунуть её в воду?
C. Докажите, что давление насыщенного пара в банке с кипящей водой равно атмосферному.
A. Найдите ошибку в математическом розыгрыше.
В. Что изменилось бы в нашем мире, если бы число Пи стало равно четырём?
A. Почему при задувании одной лампы – другая разгорается?
B. Две ламы мощностью 30 и 60 Вт соединили последовательно и включили в сеть. Какая из ламп будет гореть ярче?
C. Как с научной точки зрения объяснить факт зажигания лампы при её взаимодействии со зрительским носом?
Сохранить для печати |
---|