МНЕНИЯ ЗРИТЕЛЕЙ

Мы с радостью принимаем отклики на спектакли Театра Занимательной Науки! Это позволяет посмотреть на себя и на всё действо со стороны: улыбнуться, погрустить/порадоваться или задуматься. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них…

Фантастически оригинальный театр, в котором зрители не просто следят за сюжетом и переживают за героев. Здесь они познают то, что проспали на уроках физики: законы Ома и Кулона, Бойля и Мариотта. Познают на собственной, так сказать, коже и на собственном опыте. (Педагог)

Эх, ещё бы таких экспериментов, да побольше! Я следил за людьми в зале, и даже уже пожилые люди смотрели с интересом и с улыбкой на лице и с восторгом в глазах. (Студент МГПУ)

Я была на представлении месяц… или даже полтора… месяца назад, но впечатления от представления сохранились в памяти до сих пор… Представление ТЗН было оригинально придумано и поставлено, я считаю, что такое преподношение физики для учащихся обязано процветать. :) Редко встретишь такой неординарный подход к науке, чтобы было и серьёзно и интересно, и увлекательно одновременно. (Студентка МЭИ)

Эксперименты все настолько красочные, запоминающиеся, продуманы, как мне кажется до мелочей. Возникает желание продемонстрировать всё это дома своим близким. А последний эксперимент просто дух захватывает! (Врач)

Удивительно, как сильно мяч удерживался в воздухе! «Цирковой номер» потряс моё воображение! (Студентка МГПУ им. В. И. Ленина)

Лично мне представление понравилось энергичным действием, нескучностью. Я иногда забывал о своей «работе», и сам, раскрыв рот, наблюдал эксперименты. (К.т.н.)

Удивила насыщенность и проработанность экспериментального оснащения. И аудио и видео поддержка – это здорово. Сценарии каждого сюжета вызывают уважение благодаря заметной продуманности и связности. Интерактива тоже вполне хватает. Остроумность не могу не отметить как плюс. Ну и, конечно же, сценическое мастерство не стоит на месте. (Педагог)

Я не ожидал, что физика настолько интересна. Меня затянуло в представление. (9кл.)

Мне нравится, что ваши представления заставляют усомниться даже в самых очевидных фактах, как например, то, что мяч под действием силы тяжести падает вниз! На какой-то миг я начала верить, что мяч, наполненный обычным воздухом, может просто взять и взлететь. (Студентка МГПУ им. В. И. Ленина)

Самый значимый эксперимент, как я понимаю, оставленный «на закуску». В этом эксперименте соединилось всё – наука, интерес, зрелищность, азарт, страх. Очень хотелось бы в нём участвовать и опробовать всё это на себе. (11 кл.)

Представление мне, конечно же, понравилось. Молодцы. Вам удалось уже практически на профессиональном уровне и с соответствующим антуражем создать антрепризный театр уникальной направленности. Зрительский интерес и энтузиазм студентов-физиков говорит сам за себя, и лишний раз подтверждает Вашу успешность. (Педагог)

Если честно, то представление поразило меня… оно не походило на нудные лекции, а было очень даже увлекательным, наверное, не зря вы назвали ваш Театр Науки Занимательным… Много отличных экспериментов и общение с залом. Лёгкие подколки ведущих – просто шикарно. Очень понравился «Электротехнический парадокс», мы с друзьями с час спорили о нём, почему так всё произошло… Большое спасибо. (11кл, Политехнический лицей)

«ЕВЭ» мне очень понравилось. Я была уже на 4-ёх представлениях. Всегда получаю огромное удовольствие. Несмотря на 20-летний стаж работы, на ваших выступлениях чувствую себя ученицей. Все ответы, которые появляются в первый момент в голове, оказываются потом не верными. Поэтому от каждого вопроса жду сюрприза. Я думаю, не надо увеличивать количество опытов в единицу времени. Хотелось бы, чтобы ученик не просто развлекался, как в цирке, где выступают фокусники, а что-то для себя уяснил. Подготовка у ребят разная, поэтому особенно торопиться не следует. Наоборот, вы молодцы, что затягиваете интригу. Быстро полученный ответ, не так интересен. Здорово, что ребята участвуют в эксперименте. Конечно, больше всего они запомнят именно то, в чём приняли участие. Во время спектакля зрители думали, смеялись, волновались, поэтому минут за 10 до конца почувствовали усталость. Я считаю, что нормального и серьезного изложения материала в школе, на уроках слишком много. Хотелось бы подурачиться. Ваши выступления необычны, интересны, объединяют учеников и учителей. Ребята запоминают ваши спектакли лучше, чем сотни уроков. Ваш материал, на мой взгляд, полезен и обычным учащимся и физ-мату. Решая огромное количество задач и тестов, в старших классах они перестают видеть физику в реальной жизни. (Учитель физики шк. №982)

Представление очень понравилось за неординарную подачу материала. Поразило актёрское мастерство учителей физики, умение держать подростковую аудиторию, удивила возможность подачи материала по физике с помощью театральной постановки. (Учитель обществознания шк. №1549)

Сначала некоторые учащиеся воспринимали представление как комедийное шоу, но через несколько минут начали включать мозги, и были увлечены наблюдением и объяснением различных физических явлений. … Школьники оценили представление очень высоко. Они не ожидали, что будет так интересно. Сразу после представления начались обсуждения тех или иных опытов, и это было искренне. (Учитель физики шк. №1549)

Подобного ранее я не видела. Жаль, что школу я уже давно закончила, иначе пристала бы к учителю с просьбой придумать что-нибудь подобное! (Родитель)

Очень интересно, увлекательно, оригинально! Вы сумели доказать, что самые сложные на первый взгляд явления можно легко объяснить и повторить. Я сама литератор и, конечно, в точных науках несильна, но мне в представлении было всё понятно и безумно интересно! Ваши актерские способности были на высоте, и вы молодцы, что дали возможность и детям проявить их на сцене. 2 часа пролетели незаметно. Мы очень благодарны вам за представление и рады, что не упустили возможность побывать в мире физики, такой увлекательной и захватывающей. (Кл. рук. 9 кл. шк. №51 г. Архангельска)

«Во время представления восторгалась истиной «Знание – сила». Увидеть в «простом» «сложное» и сделать его «простым» для понимания – этому у вас надо учиться. Очень важно, что каждый эксперимент имел выход на жизненные примеры. Я очень ценю Вашу работу и искренне восхищаюсь людьми – фанатами своего дела и действительно большими специалистами в своей области. Очень хочется быть такой же. (Учитель химии, лицей №1502)»

Спешу поделиться впечатлениями от увиденного. Физика-химия остались в далеком прошлом уже давно, интереса к ним в школьные годы мои педагоги вызвать не смогли. Поэтому смотрела, широко раскрыв рот от удивления, и сожалела, что не была учеником Сергея Николаевича в детстве. Сейчас преподаю педагогику и была очарована мастерством нашего Ученого. Как он чудесно работает с аудиторией! Как умеет создать ситуацию удивления! Как мастерски использует юмор! В общем – волшебно, увлекательно, незабываемо! Огромное Вам спасибо! (Никерова Т., преподаватель педагогики, Иркутский региональный колледж педагогического образования)

Впечатления учителей физики г. Иркутска и Иркутской области, (от 25.03.14):

Посещение ТЗН – для меня всегда праздник, на котором я готов от начала и до конца сидеть с нестираемой улыбкой. Но перед походом на это представление я сильно волновался… и было с чего, ведь в этот раз я приходил не один и не в компании пары друзей, а приводил целую группу, состоящую из моих коллег – сотрудников НИИ ПМ им. академика В. И. Кузнецова (в группу вошли разные специалисты от техников-практикантов до аспирантов и ведущих разработчиков по тематикам). И всю эту сборную молодых специалистов ждало представление «Его Величество Эксперимент!», состоящее всего из трёх опытов. А что если для искушенных наукой умов Роскосмоса они окажутся слишком лёгкими? А если ребята возомнят себя слишком серьёзными и не захотят вовлекаться в процесс? А если все замкнутся, боясь показаться глупыми в глазах коллег? Будут ли объяснения СНа, ориентированные на школьников, так же удачно заходить публике постарше? Смотрю на подъезжающие микроавтобусы и стараюсь думать о лучшем. Встречаю коллег, привожу в холл в ТЗН. Пока СН заканчивает последние приготовления внутри, я предлагаю ребятам снаружи поработать со стендом, на котором требуется сопоставить учёных с их открытиями. Объясняю, что нужно сделать. Секундная пауза, появляется первый смельчак, за ним второй, третий. Проходит меньше минуты, а у стенда уже толпятся все, спорят, советуются, общаются, взаимодействуют. Отличный получается разогрев. Когда дощечки побеждены и на них восстановлена историческая и научная справедливость, гостям является сам СН. Добрый, радушный, открытый и с хитринкой в глазах, он быстро располагает к себе гостей, овладевает их вниманием и проводит в зал. Дальше начинается двухчасовой увлекательный марафон. Светящийся огурец СН показывал нам в школе, купание в свинце часто раскрывалось в шоу и статьях. Оба опыта не стали для меня сюрпризом, но я был удивлён, сколько вокруг них построено вспомогательных рассуждений и действий. СН не льёт воду и не тянет время, а постоянно взаимодействует с залом, вовлекает зрителей в процесс и демонстрирует, какую полезную прикладную роль могут нести знания физики в решении каких-либо задач. Полученная квалификация преподавателя-исследователя не даёт мне покоя, поэтому по ходу представления в уме загибаю пальцы, какие из унесённых знаний, окажутся полезны специалистам в дальнейшей работе. СН «защищает» перед публикой придуманную им модель огурца – отличная и наглядная практика для тех, кому в работе приходится делать быструю и грубую оценку будущих экспериментов. Надо быть внимательными к местам пайки – отлично, сгоревшие платы нашему НИИ ни к чему. Три способа передачи тепла – хорошо, мы их всегда учитываем при испытаниях. Ого! Внезапно СН шокирует меня своим паранормальным чутьём, ведь для измерения температуры и последующих работ с бегающей на утюге каплей он наугад вызывает из зала не абы кого, а единственного присутствующего в группе специалиста по тепловым системам. Отлично, так этот парень точно запомнит всё увиденное и будет проще рассуждать о тепловых процессах (а то последнее время как раз заработался и стал в отчётах городить излишне сложные рассуждения). Упомянуть в кипящей капле спускаемый космический аппарат и не просто рассказать о нём, но и подкрепить картиной А. Леонова – ну, это вообще самая лучшая параллель между экспериментом и реальной жизнью, какую можно использовать для беседы с сотрудниками Роскосмоса! В какой-то момент сбиваюсь и понимаю, что загибать пальцы бессмысленно. Кому надо – тот уже сам проводит параллели между экспериментами и работой (слышу, как коллеги перешёптываются то сзади, то сбоку от меня), ну а кто помоложе и не так богат жизненным опытом – тот обязательно вспомнит (и надеюсь, что не раз) увиденные эксперименты в будущем, когда столкнется с похожими ситуациями. Ведь, красота физики в том, что она существует и работает ежемоментно, вне зависимости от того, знаем мы об её существовании или нет. Наши знания лишь помогают ориентироваться и успешно существовать в том мире, где она правит. В конце представления СН опять демонстрирует своё чутьё и вызывает для купания в свинце самого удачного кандидата – не просто пугливую девушку без маникюра, а председателя совета молодых специалистов. «Ну, Светка! После такого жизненного опыта ты точно станешь поклонником ТЗН» – думаю я про себя, и оказываюсь прав – как только заканчивается представление, она уже бежит ко мне и предлагает начать планировать следующее посещение ТЗН.
Отпуская личные эмоции и переходя к более сухим итогам, могу сказать так. В представлении ощущаются отработанность, выверенность и сбалансированность. 2,5 часа пролетели на одном дыхании без провисов и проседаний. Формулировки, слова, приёмы отлично заходили на «взрослую» публику, не возникало чувств, что с коллегами сюсюкались, как со школьниками или что какие-то объяснения были избыточными. Отдельно отмечу то, как СН ловко пресекал демагогию, севшего в первом ряду «эксперта». Парнишка этот тяжёлый в общении, но СН либо оперативно и ненавязчиво пресекал его рассуждения и споры, чтобы не терять ритма, либо и вовсе делал его своим союзником. Я остался крайне доволен организованной поездкой. Беглый опрос показал, что всем гостям показ чрезвычайно понравился. Ожидания многих в хорошем смысле слова не оправдались, ибо они рассчитывали на куда менее зрелищное и интересное представление, а получили то, что их просто снесло и покорило. Я периодически бываю на образовательных мероприятиях и играх, где молодых инженеров и учёных учат каким-то «азам производства», результатом таких игр обычно становятся «неожиданные» выводы: что, оказывается, работать надо сообща, что работать надо по инструкции и т.д. Я от этого, мягко говоря, впадают в ступор, ибо мне кажется, что достаточно глупо тратить полтора часа на какие-то производственные игры, из которых вытекает лишь один единственный и такой крайне простой вывод. Пара басен Крылова может быстрее и эффективнее справиться с этой задачей. А вот представления ТЗН имеют в себе куда большее значение. Формула ТЗН «Играть! Действовать! Думать!» – это не просто пара часов увлекательных опытов, после которых скажешь что-то тривиальное типа «наука – это клёво», это инструмент, который способен уж если не отформатировать (одного представления мало), то точно скорректировать восприятие, поставить его на научные рельсы. СН достаёт из кармана призму науки, демонстрирует, как она работает, вместе со зрителями разглядывает через неё простые и сложные вещи, а в конце прячет не обратно в карман, а отдаёт каждому гостю. Я очень рад, что многие специалисты нашли для себя в представлении что-то полезное. У кого-то в голове что-то щёлкнуло, у кого-то загорелась лампочка, у кого-то прозвучала «эврика» и у каждого этого было что-то своё, нечто такое, что поможет в дальнейшей работе именно ему. Исходя из большого числа положительных отзывов, я надеюсь, что это будет не последняя поездка сотрудников нашего предприятия и постараюсь сделать так, чтобы с ТЗН познакомилось как можно больше молодых специалистов.
С уважением и благодарностью, начальник отдела разработки гироприборов на механических чувствительных элементах НИИ ПМ им. академика В. И. Кузнецова, экс-лаборант НИИ ЧаВо А.А. Волынцев.

Ваша форма подачи материала с обыгрыванием экспериментов, научным фольклором и розыгрышами мне очень понравилась, а для более «нудного» подхода существуют уроки и дополнительные занятия. (Учитель физики Бритоусова А.В., 36 лет, УрФУ, матмех)

Послесловие: вернулись из поездки к себе в Бронницы и долго не расходились, стояли и вспоминали яркие моменты ТЗН. Мои десятиклассники впечатлились и зажглись. Вечером списывались в контакте, выдвигали гипотезы насчёт последней загадки с лампочками. Завтра, планирую, обсудить на уроке ряд вопросов, благо тема сейчас как раз позволяет... (Букерма Л.Б., учитель физики)