Вопросы по мотивам представления

Для повышения результативности совместной работы предлагаем учителю использовать предоставленный ниже дидактический материал. По каждому эксперименту имеется три уровня проверки: А – на воспроизведение объяснения; В – на понимание объяснённого материала; С – на использование своих знаний в новой ситуации. Мы видим такой алгоритм его применения: учитель заранее предупреждает своих подопечных, что по мотивам представления им будет дано оцениваемое домашнее задание. Во время просмотра они могут вести необходимые записи, которые им помогут в дальнейшем. Учитель выбирает уровень сложности задания и выдаёт его сразу ПОСЛЕ просмотра. Это позволяет равномерно распределить внимание учащихся по всему предоставленному материалу, к тому же некоторые из вопросов обретают смысл только после «наложения их на картинку».

1. «Ложку – туда, ложку – обратно»

A. Почему количество примесей в бокалах всегда одинаково? Почему результат не зависит от размеров ложки и о того, из какого бокала брать первую порцию?

B. Оцените время испарения ложки воды, предположив, что каждую секунду её поверхность безвозвратно покидают миллиард молекул.

C. Докажите, что количество примесей в бокалах одинаково, решив задачу с помощью формул молекулярной физики.

2. «Неваляшка на горке»

A. Почему неваляшка на горке отклоняется вниз?

B. На поверхности полусферы лежит линейка, толщина которой меньше радиуса полусферы. Устойчиво ли равновесие?

C. Цепочка подвешена к потолку в точках А и B. Потянув за среднюю часть цепочки (точку С), её максимально смещают вниз. Как при этом изменилось положение центра масс цепочки?

3. «Не дай свече погаснуть»

A. Какую роль выполняет «Т»-образная пластина?

B. Почему гаснет свеча, если на неё подуть?

C. Придумайте, как заставить свечу гореть в невесомости.

4. «По трубочке – на свободу!»

A. Объясните, почему через длинную трубочку вода из сосуда вытекает быстрее?

B. Почему вода из ванны вытекает быстрее, если в неё погружается человек?

C. Из отверстия, находящегося в нижней части сосуда, сбоку бьёт струя. Как сделать, чтобы струя вытекала всё время под постоянным давлением, несмотря на то, что уровень жидкости в сосуде по мере вытекания воды всё время понижается?

5. «Беспомощные машинки»

A. Почему на размытой дождём грунтовой дороге нагруженный автомобиль буксует меньше, чем ненагруженный?

B. Автомобиль с прицепом должен перевезти тяжёлый станок. Куда его выгоднее погрузить: в кузов автомобиля или на прицеп? Почему?

C. По заявлению членов экипажа «Аполлон-12» Ч. Конарда и А. Бина, по Луне легко ходить, но они часто теряли равновесие, так как даже при лёгком наклоне вперёд можно упасть. Объясните явление.

6. «Займёмся плотно плотностью»

A. Почему при откусывании от арбузной дольки, её плотность меняется? Изменится ли плотность кирпича, если отколоть от него половину?

B. Железо тонет в воде. Почему же не тонут корабли, которые в основном сделаны из железа?

C. В Закавказье растёт дерево самшит, которое в 1,2 раза тяжелее воды. Из него приготовили брусок. Такого же объёма брусок приготовили из липы, которая в 1,2 раза легче воды. Бруски склеили и погрузили в воду. Что стало с брусками?

7. «Найди магнит!»

A. Как узнать, намагничено ли старое ножовочное полотно или нет, не пользуясь никакими приборами и ли другими телами?

B. Подъёмной силы магнита недостаточно чтобы извлечь металлический шарик из мензурки. Каким простейшим способом можно увеличить подъёмную силу магнита?

C. Посередине полосового магнита просверлили небольшое отверстие. Есть ли в нём магнитное поле? Что покажет магнитная стрелка, помещённая в эту полость?


8. «Мёртвая петля для стаканчиков»

A. Почему стаканчики делают «мёртвую петлю»?

B. Объясните принцип движения судна, у которого вместо парусов используются, приводимые во вращение, вертикально расположенные цилиндры.

C. Объясните «своенравное» поведение линейки – её периодическое движение то по нижнему, то по верхнему конусу.

9. «CU2/2, да и только!»

A. Почему подпрыгивает проволочная катушка?

B. Проволочная катушка лежит на медном диске. Если по ней будет идти переменный ток, то диск нагреется, а если постоянный, то нет. Объясните причину.

C. Перечислите в порядке значимости факторы, влияющие на КПД устройства, подбрасывающего катушку вверх.

10. «Забор для сифона»

A. Почему работает жидкостной сифон? Космический корабль вращается вокруг Земли, в кабине поддерживается нормальное атмосферное давление. Будет ли там работать сифон? А если этот корабль сядет на Луну?

B. Обычно считают, что сифоном можно переливать жидкость из верхнего сосуда в нижний. Если в большой сосуд с водой поместить два сосуда А и B, причём в первом находится керосин, а во втором вода, и соединить их трубкой, то керосин будет переливаться из нижнего сосуда А в верхний сосуд B. Таким образом, керосин, всплывая, увеличивает свою потенциальную энергию по отношению к Земле. Не противоречит ли этот опыт закону сохранения энергии?

C. Допустим, что в верхней части сифона из-за понижения давления (p=p0 - ρgH) вода закипела и образовалась небольшая область насыщенного пара. Объясните, почему при этом сифон перестаёт работать.

11. «Взвешивание динозавра»

A. Как взвесить динозавра в домашних условиях (в три приёма)?

B. Останкинская телебашня в Москве высотой 540м имеет массу 55000т. Какую массу имела бы точная модель этой башни высотой 54см?

C. Как взвесить тело в условиях невесомости?

12. «Энергетический парадокс»

A. Шарик, скатываясь с высоты 10см дугообразной горки, поднимается с другой стороны лишь на 9,5см. Как согласовать это с законом сохранения энергии?

B. Куда девается энергия, запасённая сжатой пружиной, при растворении её в серной кислоте?

C. Найдите разумное объяснение возникновению энергии «из ниоткуда» в эксперименте «Энергетический парадокс». Спасите закон сохранения энергии!



Сохранить для печати